ARC 2013. Как мы пересекали Атлантику

crew

Идея пересечь океан на яхте впервые посетила меня несколько лет назад. В конце девяностых, в бытность помощником капитана на контейнеровозе, я делал это неоднократно. Но парусная яхта отличается от железного большого торгового судна и трансатлантика в яхтенном формате это не совсем обыденное мероприятие. Зачем мне это было нужно? Просто must do, должен сделать. Потому что мне людей учить, а как обучить Yachtmaster Ocean не понюхав нормально этот самый ocean)?baron brambeus

Самая сложная задача, с которой я столкнулся, это найти подходящую для осуществления подобного путешествия лодку. Брать в чартер слишком дорого, своей яхты не было, присоединяться к кому-то в роли члена экипажа не хотелось... Строчка из детской песенки «кто ищет, тот всегда найдет» сработала в очередной раз и случай познакомил меня с Иваном, владельцем яхты Baron Brambeus модели Bavaria 40 Cruiser. Вскоре после совместного путешествия вдоль берегов Испании и Португалии, Иван поделился со мной долгосрочными планами по использованию Барона в Карибском бассейне. Чтобы туда попасть, яхта должна пересечь Атлантику — как груз на борту большого судна или своим ходом. После более близкого знакомства, Иван доверил мне перегон своей яхты через океан. Оставалось только выбрать время.

Если не в одиночку, а в составе регаты, то вариантов трансатлантики для обычной круизной яхты немного. Самый известный из таких вариантов — ARC, Atlantic Rally for Cruisers. Это ежегодное, проводимое в преддверии Рождества, ралли из Гран Канариа на Санта Лючию. Участвует более двух сотен лодок разных размеров, от 30 до 80 и даже более фут. Весной 2012 года мы попробовали заявиться на ARC 2012, но свободных мест уже не было. Жаль, но не трагедия. Заявку на участие в ARC 2013 мы подали в декабре 2012, на этот раз все ок, нас зарегистрировали.

Atlantic Rally for Cruisers – самое массовое и самое известное из доступных непрофессионалам трансатлантическое мероприятие. Проводится с 1986 года. Это не только гонка, но и ряд семинаров, тренингов, мастер-классов и развлечений. Тут принимает участие много пенсионеров и много детей. Всего 225 яхт, это количество обусловлено вместимостью марин на старте и финише ралли; желающих, думаю, в несколько раз больше. Весь флот разделен на несколько дивизионов - гоночный, круизный, для многокорпусных яхт, еще бывают 'open' и 'invitation' с всего несколькими яхтами в них. Самый многочисленный, конечно, круизный.  В 2013 здесь стартовало порядка 170 яхт, финишировали 162. Дивизион подразделяется на классы - A, B, C... исходя из гандикапа (балла), присваемого организаторами ралли исходя из характеристик яхты. В каждом классе порядка 20 яхт. Зачет и награждение проходит отдельно в каждом классе, но, кроме того, есть общий зачет в круизном дивизионе, где могут столкнуться, например, Х-612 с Hanse 325.

Особенностью ARC является то, что круизным яхтам разрешено использовать двигатель. Это, конечно, карается временнЫм штрафом, но коэффициент и соответственно размер штрафа неизвестен до завершения гонки. Скажу, забегая вперед, что мы использовали двигатель всего несколько раз в первой трети дистанции, когда ветер совсем стихал и лодка останавливалась. И это не потому, что мы думали о штрафе, а потому что экономили топливо, так как у нас было всего 130 л дизеля в танке и 20 л в канистре 'на крайняк', а впереди две с половиной тысячи миль... Вторые две трети пути дуло нормально, двигателем только подзаряжали аккумуляторы.

Почти год, в совершенно спокойном режиме, мы готовили Барона Брамбеуса к ARC 2013 - поиск экипажа, установка дополнительного оборудования на яхту, перемещение яхты на Гран Канариа. Отмечу лишь самые основные или запомнившиеся моменты. Экипаж - полностью детище Северо-Западной Яхтенной Школы TrySail - два студента: Александр Котиков и Александр Петропавловский, два выпускника: Евгений Лапин и Сергей Кольцов, и ваш покорный Михаил Воронов. Студенты 'запрыгнули в последний вагон' за несколько недель до старта. Техническая подготовка яхты свелась к приобретению и установке ветрогенератора, опреснителя, АИСа, АРБ, а также всякого мелкого спасательного оборудования по требованию организаторов. 

route

Связь - трэкер Yellow Brick предоставленный организаторами, трэкер с возможностью обмена СМС Delorme InReach, спутниковый телефон Iridium. С интернетом через иридиум я так и не разобрался, поэтому основная связь была через СМС и иногда по телефону. Из всего пути на Канары запомнился архипелаг Мадейра. Исключительно приятное место! Вернусь сюда обязательно, и, думаю, что неоднократно.

На берегу был сформирован штаб, из друзей и коллег, все тоже имеют непосредственное отношение к TrySail. Основной функцией штаба было информирование яхты о погоде и позициях соперников. Эту информацию организаторы ежедневно рассылают по электронной почте всем яхтам, но их сообщения громоздки и, поэтому, основной задачей штаба было реформатирование информации в СМС из 160 знаков. Из нашей практики - двумя СМС можно передать подробный прогноз по ветру и морю в вероятном секторе движения на двое суток и общий обзор погоды в океане на неделю вперед. Штаб отлично справился со своими задачами, спасибо, без вас Барону пришлось бы туго!

arc 2013 startИ вот, наконец, наступил день старта, 24 ноября 2013. Протестировав спутниковую связь и разослав последние сообщения штабу, родным и близким, я решил потереть щеткой 'бока' нашей лодке. Даже грязная прохладная вода марины Лас Пальмаса не смогла меня остановить. Этот ритуал имеет две стороны: техническую - удаляется налет с подводной части корпуса, прибавление скорости даже на 0,1 узла позволяет пройти на 2,5 мили в сутки больше, то есть 50 миль за 20 дней, а это 8 часов для круизной яхты; и, иногда гораздо более важную, психологическую - ты покидаешь суету/гаджеты/шум и общаешься только со зверем, которому собираешься доверить свою жизнь и жизни товарищей... Через час грязный, уставший и в то же время бодрый и отдохнувший, я вылез из воды и полностью был готов к старту. Быстрый душ, оркестр на понтоне, отошли, помахали ручкой толпе на волноломе, мы на старте. 

Стартовая линия гигантская, стартуют более 170 яхт, но места всем предостаточно. В течение месяца до ARC у меня было 3 регаты, более 10 стартов, и просто вошло в привычку бороться за каждый метр на стартовой линии. Барон стартовал одним из первых и в самой выгодной позиции, гонка началась , время побежало. Пять, десять, пятнадцать минут проходит, а Oysterы, Amelи, Swanы продолжали дышать нам в спину. Пожалуй, в этот момент у нас произошла смена приоритетов с 'лишь бы дойти' на 'побороться за победу'. 

arc finish

Океану нужно посвящать отдельное повествование. Самые запомнившиеся моменты нашего путешествия: потеря спаскруга с данбуем в первую ночь/боевой маневр MOB/подбор; совместные просмотры фильмов на компьютере во время слабых ветров; поймали/зажарили/съели барракуду; неоднократно рвали/зашивали/склеивали спинакер; дельфины/дельфины/дельфины; огни Мартиники на горизонте; финиш на Санта Лючии на рассвете 14 декабря и высокая блондинка из команды организаторов ARC, встречающая нас на причале корзиной с ромом и фруктами.

Ближайший преследователь из нашего класса пришел к финишу через 2 суток после нас. Еще через пару дней стало понятно, что 'посчитать' нас вряд ли кто-то сможет и мы победили в своем классе! 

Мы действительно победили в классе I и заняли третье место в общем зачете среди всех круизных яхт. Немного неожиданно, тем не менее приятно. Неужели мы можем войти в анналы российского яхтинга))?

 

фотографии нашего путешествия можно посмотреть здесь

 

 cup